"Сколько
времени уделяете ребенку?" - этот вопрос вы наверняка встречали в анкетах
для родителей. "Необходимо больше быть с детьми", - пишут в
многочисленных педагогических статьях и говорят в публичных лекциях. Однако,
если спросить ребенка, сколько времени в воскресенье он провел с мамой или
папой, он вряд ли будет точен. Зато он подробно расскажет, что именно он
делал с родителями и было ли ему это приятно: "Мы ходили в луна-парк, а
затем зашли в кафе, ели мороженое. Мне так понравилось летать с папой в
самолете..." Ребенку важно не количество проведенного с ним времени, а как
оно проведено. Иногда десять минут, проведенные в сердечной беседе (в
психологическом смысле слова), для ребенка значат гораздо больше, чем целый
день, проведенный с вами вместе, но когда вы, сдерживая зевоту, просто
присутствовали в его играх.
Часть времени
дошкольник и младший школьник проводят, играя сами с собой, с друзьями, в
детском саду или школе, занимаясь рисованием, конструированием, чтением и т. д.
Но кроме всего этого ему необходимо общаться с вами.
Ребенок до
трех лет очень чувствует ваше присутствие в том пространстве, где пребывает он
сам. Иногда кажется, что ребенку все равно, чем занят родитель, лишь бы он был
рядом. В этот период жизни взрослый, находясь рядом с ребенком, создает у него
необходимое чувство безопасности.
Ребенку более
старшего возраста необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а
искреннее общение с родителем как личности с личностью. Он хочет переживать
чувство общности с ними, принадлежности к семье, стремится к тому, чтобы его
уважали, считались с ним, с его мнением. И здесь особенно важно, как именно
проводить с сыном или дочерью время. Не сколько времени вы пробыли с ребенком, а
что и как делали вместе, имеет решающее значение.
Поясним это
примером, который каждый из вас может видеть довольно часто.
Мать и ребенок
утром идут в детский сад. Мать что-то говорит, ребенок отвечает, сам спрашивает
о чем-то. Только десять минут, а у обоих впечатление хорошо проведенного
времени, ощущение общности, которое так хочется повторить. Другая пара - мать
тащит за руку неохотно идущего малыша. Оба идут молча. Мать мысленно уже на
работе, малыш - в так непривлекательном детском саду. Они не общаются, они
просто рядом.
"Жизнь
настолько напряженна, что у меня не хватает времени заниматься с
ребенком", - часто говорят родители. Разрешите не поверить. В сущности,
какого-то специального времени для этого не надо. Достаточно и тех промежутков
времени, когда вы дома, субботы и воскресенья. При этом совсем не обязательно,
чтобы каждую свободную минуту вы чем-то занимались с ребенком, играли,
рассказывали. Не надо мучиться мыслью, что вы уделяете ему недостаточно
времени.
Играйте,
гуляйте с ребенком тогда, когда вы действительно настроены общаться с ним.
Время, проведенное с сыном или дочерью только по родительскому долгу, мало
приносит радости обоим.
Иногда
родителям бывает трудно сообразить, о чем говорить с ребенком, чем заняться с
ним. Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам за
вас решит эту проблему. Чего-чего, а выдумки, оригинальности в этом деле детям
не занимать. Не мешайте им, и вы быстро очутитесь втянутыми в разнообразнейшие
мероприятия.
Начнем с
разговора как с самой привычной формы общения взрослых. Дети вообще очень
интересуются своими родителями, им хочется узнать, что вы делаете, когда не
бываете с ними, о чем говорите с другими, где работаете и с какими трудностями
сталкиваетесь. Если будете слушать и отвечать, вас просто погрузят в море
вопросов о том, как устроен автомобиль, откуда появляются дети, почему зимой
холодно, а летом жарко. Вам, наверное, тоже станет интересно, что делает
ребенок в садике, в школе, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни.
Уверен, что вы узнаете много нового друг о друге, почувствуете, что стали ближе
друг другу. Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться
вместе с ребенком. Чем и как? Возможно несколько вариантов.
1.
Вы предлагаете ребенку подключиться
к выбранному вами занятию.
Например,
берете его с собой на рыбалку, в поход, в мастерскую, приглашаете
присоединиться к уборке квартиры, приготовлению пищи и т. п. Участвуя в ваших
делах, ребенок познает мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык
с ребенком, согласовать действия, даже самая тяжелая работа станет для него
большим удовольствием. Главное - не задавить ребенка своим авторитетом, опытом,
"мудростью", оставить ему место для инициативы, творчества,
возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упреки, если он что-то
делает не так, как надо, сразу отнимают у ребенка желание заниматься сообща с
вами. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем
волноваться из-за несовершенства своего ребенка. Во-первых, он растет и
развивается, учится на своих ошибках сам. Во-вторых, если он был бы
безупречным, он не был бы вашим ребенком (вы-то, наверное, не считаете себя
совершенством?).
2.
Вы вместе с ребенком решаете, что
делать, сообща придумываете интересное занятие.
Тут главное,
чтобы выбор был в равной мере предпочтителен для обоих, иначе один из вас будет
чувствовать, что делает что-то ради другого, хотя намеревался и сам лично
получить удовольствие от выбранного занятия. Принятие решения должно быть
демократично от начала до конца. Это непростое дело! Дети, да и вы тоже, должны
научиться находить общее решение без ущерба кому-либо. Варианты совместных дел
могут быть самые разнообразные: от прогулки на лодке до разыгрывания спектакля
в домашнем кукольном театре. Для многих семей выбор общего занятия становится
истинным откровением, ориентиром, как общаться, как проводить время вместе.
Считаю, что, скажем, еженедельный совет семьи по вопросу, что делать в
воскресенье, улучшает жизнь семьи вообще.
Комментариев нет:
Отправить комментарий