Если ребенка постоянно
дергать: «этого нельзя, и этого тоже…», то вскоре он превратится в запуганное
существо с парализованной волей. А если ему будет позволено абсолютно все, то
он превратится в маленького сатану. Поэтому в процессе воспитания дисциплины
выбирайте золотую середину между готовностью понимать — и быть твердым,
гибкостью — и непреклонностью.
Правило первое.
В жизни каждого ребенка
обязательно должны быть правила. Это правило особенно необходимо внедрить в
репертуар общения с ребенком тем родителям, которые стремятся в период раннего
детства (от одного до трех лет) как можно меньше огорчать детей, избегая с ними
конфликтов. И потому в их лексиконе не существует настоятельного «нет» для
ребенка.
Все чаще я слышу от
молодых родителей фразу: «Мы своего… воспитываем по японской системе, а она
предписывает — ни в чем не ограничивать ребенка до трех лет. Вот как исполнится
три года, тогда и начнем требовать». Хотела бы я видеть хоть одного такого
ребенка, которому до трех лет было бы позволено делать все, что хочешь, а с
момента исполнения роковой цифры — три, — чтоб он безропотно стал выполнять «на
полную катушку» все предъявляемые к нему требования. И главное, на том лишь
основании, что вчера он стал большим.
Правило второе.
Правил (ограничений,
требований и запретов) не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
Это правило предостерегает от другой крайности воспитания — в духе «держания в
ежовых рукавицах» (авторитарного стиля общения). Если ребенка постоянно
дергать: «этого нельзя, и этого тоже…», то вскоре он превратится в запуганное
существо с парализованной волей. А если ему будет позволено абсолютно все, то
он превратится в маленького сатану. Поэтому в процессе воспитания дисциплины
выбирайте золотую середину между готовностью понимать — и быть твердым,
гибкостью — и непреклонностью.
Несколько слов
касательно гибкости. Время от времени пересматривайте свои ограничения.
Возможно ребенок их уже перерос? И, наконец, бывают особые обстоятельства.
Например, ребенок знает, что он должен спать в своей кроватке, но если ему
приснился страшный сон и он напуган, вы можете взять его в свою кровать, пока
он не успокоится.
Правило третье.
Родительские требования
не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Нередко родителям досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо
непременно бегать, прыгать, шуметь, лазать по деревьям, ходить по лужам,
влезать в самую грязь, бросать камни, рисовать на стенах и т.д. Но ведь это и
многое другое — проявление естественной и очень важной для развития детей
потребности в движении, познании и упражнении. Запрещать подобные действия —
все равно что пытаться перегородить полноводную реку.
Итак, не торопитесь
сказать ребенку: «Нельзя!» Лучше организуйте для него подходящую обстановку и
разрешите действовать свободно.
Правило четвертое.
Правила (ограничения,
требования и запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Знакомо ли
вам, когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка третье? В такой ситуации
ребенку невозможно освоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он лишь привыкает
добиваться своего, раскалывая ряды взрослых. Кстати, отношения между взрослыми
членами семьи от этого лучше не становятся…
Правило пятое.
Тон, которым сообщается
требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем
повелительным. Вы относитесь к категории людей, которые с удовольствием
выполняют чьи-либо приказы? Сомневаюсь, что кто-то ответит «Да!» В таком
случае, наверное, не стоит удивляться тому, что и дети не любят выполнять то,
что произносится властным или сердитым, угрожающим тоном. Я хочу вас заверить,
что при соблюдении этих правил число не послушаний вашего шалуна сократится во
много раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий