Наивно
ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему
говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет
самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные
решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам
надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно
одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не
только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать
решения и нести ответственность за последствия своих действий.
Что нужно
делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за
последствия своих действий?
Прежде всего,
мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной
ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом
обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его
действия. Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты
можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не
собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам".
У ребёнка
обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт
ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать,
когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний
срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько
дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно,
его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В
таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным
результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем
решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать
осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать
импульсивно.
Очень полезно
планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы
ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все
свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы
предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить
стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение,
поскольку будет ощущать его как своё.
Ребёнок учится
самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время
игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами,
как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным.
Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать
самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие
игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет
учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.
Важную роль в
приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня.
Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня,
структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать
учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или
бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка,
постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное
действие.
Автор:
Eкaтерина Пaтяeва
Комментариев нет:
Отправить комментарий