1. У детей просто нет опыта
совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их
любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно
обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для
воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности.
Наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки
испачканы пластилином.
2. Дети слишком рано учатся
читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Кто-то
ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка
проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России
связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за
парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. Переоценка умения
читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав
миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в
интеллектуальную элиту страны.
3. Сегодня принадлежность к
элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян
основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив
свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и
открытия.
4. Дети читают гораздо больше,
чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве
идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков,
а не дневники ЖЖ в пол-экрана.
5. Чтение перестало удовлетворять
детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше
придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В
жизни появилось слишком много аттракционов.
6. Идеалы, кумиры родителей и
детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был
таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение,
которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало
полезны своим детям.
7. Одновременно с чтением дети
учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования
больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией.
Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды,
которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.
8. Поменялся язык общения между
людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше –
существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую,
эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга
и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от
тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
Приемы
мотивации чтения у детей.
1. Первый прием чему-то научить
ребенка – это заражение. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в
доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у
них не возникнет интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если
все время проводить за экраном, ваш ребенок потянется к книжке.
2. Чтобы дети читали книги, они
должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность
и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за
которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали
рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн,
который почему-то называют евроремонтом. В доме с книжным шкафом, в котором
можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.
3. Читайте вместе с детьми то,
что интересно и вам, и ему. Детская литература постоянно обновляется, и
по-прежнему трудно следить за новинками. Заинтересованные мамы и даже некоторые
папы сегодня легко обмениваются знаниями и рекомендациями через Сеть.
4. Учите ребенка сочинять,
сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании
потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на
новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка
творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать
более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с
родителями. Они потянутся к книгам.
5. Учите с ребенком стихи.
Детское стихотворение, размер выученного текста – это, говоря современным
языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и
пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей,
которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и
умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами
приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в
процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.
6. Разыгрывайте спектакли по
мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми,
необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с
удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения» становится
событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно
сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг
на пути к формированию сюжетного мышления.
7. И только после этого нам стоит
уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений. Техника
чтения раньше отставала от воображения и мышления, и это было дополнительным
мотивом: как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою
потребность в новом знании.
Из книги Ольги Маховской
"Непослушный ребенок: Перезагрузка", Эксмо, 2013.
Комментариев нет:
Отправить комментарий