Одна из основных задач родителей –
помочь освоить малышу основные гигиенические навыки. Не стоит даже говорить о
том, что привычка ухаживать за собой является основой сохранения здоровья и цивилизованного
существования в любом обществе. Мария Монтессори была убеждена, что умение
ребенка ухаживать за собой является основой для формирования самоуважения.
Именно поэтому в классах, работающих по методике Марии Монтессори, педагоги
учат детей мыть руки, расчесываться, чистить нос и т.п., а не делают за них это
сами. И, конечно же, не стоит забывать, что самостоятельное выполнение даже
элементарных действий по уходу за собой развивает координацию ребенка,
самостоятельность, независимость от взрослого.
С КАКОГО ВОЗРАСТА СТОИТ УЧИТЬ РЕБЕНКА
САМОСТОЯТЕЛЬНО УМЫВАТЬСЯ, МЫТЬ РУКИ, ЧИСТИТЬ ЗУБЫ?
Монтессори выделяла период формирования
у ребенка представлений о порядке и аккуратности, который длится приблизительно
от 2 до 4 лет. В этот период для ребенка особенно важно постоянство,
определенный предсказуемый уклад жизни. Малыш внимательно наблюдает за
взрослыми, перенимает нормы поведения, принятые в семье. Для него особенно
значимо становится то, что у всех вещей есть свое место, у предметов – свое
назначение. Именно поэтому данный период благодатен для усвоения навыков ухода
за собой.
КРАЙНЕ ВАЖНО, ЧТОБЫ ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО
УХОДУ ЗА СОБОЙ БЫЛИ:
ü Регулярны.
Например – чистим зубы два раза в день (первый раз – после завтрака, второй –
после ужина). Всегда!
ü Происходили в
одном и том же месте, с использованием одних и тех же предметов, которые
доступны ребенку. У ребенка должно быть свое место в ванной (уголок на полке,
корзинка) где лежат его зубная щетка, паста, стаканчик и т.п. Имеет смысл
обзавестись подставкой для того, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать до
крана, повесить его личное полотенце на доступную высоту. Все предметы должны
быть по руке малыша.
ü Все члены семьи
должны поддерживать установленный порядок ухода за собой. Будет отлично, если
малыш сможет видеть, что и мама, и папа, и брат или сестра – все чистят зубы (и
делают это правильно), расчесываются, моют руки!
КАКИЕ ПРИЕМЫ СУЩЕСТВУЮТ В ОБУЧЕНИИ
НАВЫКАМ УХОДА ЗА СОБОЙ?
ü Презентация.
Классический метод обучения в рамках методики Марии Монтессори – это медленный,
немногословный показ действия (презентация). Обычно сначала все действие
показывает взрослый, а потом предлагает повторить ребенку. Но можно действовать
и «шаг в шаг».
ü Собственный
пример. Обращайте внимания ребенка на то, что вы делаете в рамках ухода за
собой, предоставляйте ему возможность наблюдать. Например, придя с улицы, вы
можете громко сообщить, что пошли мыть руки. Отметить, что папа почистил зубы и
теперь его зубки останутся здоровыми и красивыми.
ü Игра. Можно чистить
зубы друг другу, или поиграть в «Кто дольше сможет чистить зубы» (для любителей
просто обсосать щетку). Конечно же, тут помогут и стихи, и потешки.
ü Наглядные
материалы. Сейчас много книг, плакатов, мультфильмов, помогающих освоить навыки
ухода за собой.
Возможно, малыш освоит гигиенические
навыки не сразу, но он обязательно научится, если родители проявят
последовательность и фантазию.
Теперь у Вас не будет проблем с тем, как
научить ребенка чистить зубы, умываться и мыть руки!
Автор статьи - Светлана Иванова
Комментариев нет:
Отправить комментарий