24 января 2012 г.

Нарушение речевого (фонематического) слуха

Ребенок может путать близкие или даже далекие по звучанию звуки. Близкими по звучанию считаются следующие звуки:
Ø Звуки из групп свистящих и шипящих. Ребенок может смешивать между собой пары звуков: С-Ш, З-Ж, Ц-Ч.
Ø Звуки внутри группы свистящих. Ребенок в разных комбинациях может не различать между собой звуки: С-З-Ц: (С-Ц, С-З, З-Ц).
Ø Звуки внутри группы шипящих. Ребенок может не различать между собой звуки: Ш-Ж, Ш-Щ, Ч-Щ и другие комбинации пар шипящих.
Ø Сонорные звуки. Ребенок может не различать между собой звуки: Р-Л, Л-Й, Р-Й.
Ø Глухие и звонкие парные звуки. Ребенок может путать, например, звуки: К-Г, Т-Д, Ф-В и другие. Достаточно выборочно проверить 1-2 пары звуков. Если обнаружите. Что ребенок их путает, проверьте все парные глухие и звонкие согласные.
Ø Твердые и мягкие парные звуки. Ребенок может смешивать, например, звуки Л-ЛЬ, М-МЬ, С-СЬ и другие. Различение звуков нужно обследовать таким же образом, как и в предыдущем случае.



Далекими по звучанию считаются звуки, принадлежащие к разным группам. Это значит, что различить на слух звуки в паре С-Р намного легче, чем в паре С-Ш.
                            НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО ВЫДОХА
Признаки нарушения речевого выдоха:
Ø Носовой оттенок в произношении. Обнаружить его можно следующим образом. Ребенок должен произносить какое-нибудь слово. После того, как он уже начнет произносить. Нужно зажать ему нос пальцами. Заранее предупредите ребенка о своем намерении. Пальцами вы ощутите толчки воздуха в зажатых ноздрях ребенка, на слух назализация также станет заметной.
Ø Грассирующий звук Р.
Ø Произнесение шипящих или свистящих звуков, а также звука Л с горловым призвуком.

Комментариев нет: