29 апреля 2012 г.

Условия нормативного произношения

Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, речевому дыханию и артикуляции.
         Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно «слышать» и узнавать звуки называется речевым слухом. Речевой слух чем-то сродни музыкальному. Благодаря музыкальному слуху ребенок может отличить один музыкальный звук от другого, благодаря же речевому слуху он распознает звуки речи и различает их между собой.
         С помощью речевого слуха ребенок учится произносить звуки. Он слышит какой-то конкретный звук речи и пытается его воспроизвести, интуитивно подбирая для этого различные варианты произнесения. Если получившийся звук оказывается неточным, речевой слух ребенка не принимает его, и ребенок продолжает искать новые способы произнесения этого звука.
         У некоторых детей речевой слух изначально не развит. По этой причине они не могут оценить, совпадает ли их произношение с общепринятым, иначе говоря, они «неточно» слышать то, что произносят сами или произносят другие. Нужно иметь ввиду. Что это никак не связано с общим понижением у ребенка физического слуха.


         Следующим необходимым условием нормативного произношения является правильное речевое дыхание, или, иначе говоря, речевой выдох.
         При произнесении почти всех звуков русского языка речевой выдох должен быть направлен целиком в рот (без частичного попадания в нос). Исключением из этого правила являются только два «носовых» звука [м] и [н].
         Речевой выход должен быть не просто подан в рот, а нацелен в определенное место речевого аппарата, которое находится ближе к выходу из ротовой полости, чем то место, где производится звук. Это связано с тем, что именно воздушная струя, проходя между органами речи, создает звучание конкретных звуков.
         Если речевой выдох будет настроен иначе, он не достигнет точки произношения и звук получится неполноценным.

         После того как воздух попал в рот ребенка, его речевые органы занимают те или иные позиции. Необходимые для произношения конкретных звуков. Такие позиции называются артикуляцией звуков. При неправильных артикуляциях звук будет неточным.

Комментариев нет: