Строптивость
близка и к негативизму, и к упрямству.
Но протест
малыша направлен не против мамы или папы, бабушки или дедушки, а против образа
жизни, против порядков, которые существуют дома.
Говорить о том,
что ребенок строптив, можно в том случае, если он отказывается делать то, что
без колебаний делал раньше:
ü не
хочет идти на прогулку, а потом не хочет возвращаться;
ü не
хочет чистить зубы или чистит их полчаса;
ü не
хочет надевать свою пижаму, требуя другую;
ü вместо
чая требует кофе, кефир, сок, компот или молоко;
ü отказывается
вовремя идти спать.
Малыш не
просто пытается настоять на своём, он ещё и недоволен всем, что ему предлагают
сделать взрослые.
1.
Строптивость дает ребенку возможность испытать всю гамму эмоций: злость и
радость, удовольствие и любопытство, настойчивость и неприятие, печаль и
разочарование.
Зачастую мы
лишаем детей возможности приобретения жизненного опыта, который должен помочь
им научиться чувствовать, переживать, понимать свои желания и потребности.
Позже такой
опыт должен помочь ребенку научиться сочувствовать. А пока помочь сыну или
дочери должны Вы. Плачущему можно сопереживать, утешая; грустного –
расспросить, что с ним; любопытному – рассказать историю и т.д.
2. Общение с
близкими взрослыми эмоционально укрепляет ребенка.
Вот несколько
упражнений, которые помогут ребенку научиться разбираться в своих чувствах и
эмоциях.
Игра «Покажи
лицо». Попросите ребёнка :
* «Улыбнись»:
как хитрая лиса, как веселый мальчик, как добрый волшебник, как цветок, как
птичка и т.п.
* «Разозлись»:
как Баба-Яга, как ветер, как волк, как девочка, у которой отобрали куклу.
* «Нахмурься»:
как папа, как осенний дождик, как хмурый денек.
*«Устань»: как
бабушка, как мама после стирки и уборки, как папа после работы, как белочка,
которая весь день прыгала.
Рассмотрите с
ребёнком семейный альбом.
Учите малыша
понимать настроения людей, запечатленные на снимках.
Что
чувствовали Мама, Папа, сам малыш, когда их фотографировали; радость, грусть,
восторг, удивление, испуг, удовольствие, огорчение.
3. Проявляя
своеволие, малыш чувствует себя удовлетворенным, потому что он понимает, что
способен что-то сделать сам и принять решение наперекор правилам, установленным
в семье.
Если своеволие
не вредит здоровью ребенка – не мешайте ему, пусть убедится: если долго чистить
зубы – не посмотришь вечернюю сказку, а если не сложить книги, то потом трудно
найти нужную, чтобы мама почитала перед сном.
Своеволие
означает переход ребенка от состояния беспомощности к независимости. Упрямство,
негативизм, строптивость – пути преодоления препятствий маленьким человеком,
который начинает осознавать свои силы и проверять их.
Если малыш не
научится выигрывать, осуществлять свои планы и удовлетворять потребности, то, взрослея,
он может избегать ответственности даже за свою собственную жизнь, обвинять
других в своих неудачах и оправдывать своё бездействие.
4.
Воспитывайте у ребенка способность принимать собственные решения, иметь
собственное мнение, отвоевывать собственное жизненное пространство.
У детей
проявляется инстинктивная потребность спрятаться, сузить свое жизненное
пространство, забраться в уютное убежище (укрыться под столом, между стульями,
в шкафу) — построить себе домик. Помогите малышу сделать домик из диванных
подушек, чтобы он мог укрыться в собственном гнездышке и поиграть наедине с
собой.
В детском саду
был проведен эксперимент. В одной группе трехлетние дети играли, как обычно в
просторном помещении, а в другой – в небольших марлевых домиках.
Через две
недели воспитатели и родители отметили, что малыши из второй группы стали
гораздо спокойнее, реже плакали и ссорились, легче и быстрее знакомились.
В собственном,
небольшом пространстве у трехлетнего малыша возникает ощущение отгороженности,
он чувствует себя увереннее, избавляется от внутреннего напряжения.
Деликатность и
ещё раз - деликатность!
Комментариев нет:
Отправить комментарий