1 марта 2015 г.

«Не хочу, не буду!;», или Эти непослушные дети



Строптивость близка и к негативизму, и к упрямству.
Но протест малыша направлен не против мамы или папы, бабушки или дедушки, а против образа жизни, против порядков, которые существуют дома.
Говорить о том, что ребенок строптив, можно в том случае, если он отказывается делать то, что без колебаний делал раньше:

ü не хочет идти на прогулку, а потом не хочет возвращаться;
ü не хочет чистить зубы или чистит их полчаса;
ü не хочет надевать свою пижаму, требуя другую;
ü вместо чая требует кофе, кефир, сок, компот или молоко;
ü отказывается вовремя идти спать.
Малыш не просто пытается настоять на своём, он ещё и недоволен всем, что ему предлагают сделать взрослые.
1. Строптивость дает ребенку возможность испытать всю гамму эмоций: злость и радость, удовольствие и любопытство, настойчивость и неприятие, печаль и разочарование.
Зачастую мы лишаем детей возможности приобретения жизненного опыта, который должен помочь им научиться чувствовать, переживать, понимать свои желания и потребности.
Позже такой опыт должен помочь ребенку научиться сочувствовать. А пока помочь сыну или дочери должны Вы. Плачущему можно сопереживать, утешая; грустного – расспросить, что с ним; любопытному – рассказать историю и т.д.
2. Общение с близкими взрослыми эмоционально укрепляет ребенка.
Вот несколько упражнений, которые помогут ребенку научиться разбираться в своих чувствах и эмоциях.
Игра «Покажи лицо». Попросите ребёнка :
* «Улыбнись»: как хитрая лиса, как веселый мальчик, как добрый волшебник, как цветок, как птичка и т.п.
* «Разозлись»: как Баба-Яга, как ветер, как волк, как девочка, у которой отобрали куклу.
* «Нахмурься»: как папа, как осенний дождик, как хмурый денек.
*«Устань»: как бабушка, как мама после стирки и уборки, как папа после работы, как белочка, которая весь день прыгала.
Рассмотрите с ребёнком семейный альбом.
Учите малыша понимать настроения людей, запечатленные на снимках.
Что чувствовали Мама, Папа, сам малыш, когда их фотографировали; радость, грусть, восторг, удивление, испуг, удовольствие, огорчение.
3. Проявляя своеволие, малыш чувствует себя удовлетворенным, потому что он понимает, что способен что-то сделать сам и принять решение наперекор правилам, установленным в семье.
Если своеволие не вредит здоровью ребенка – не мешайте ему, пусть убедится: если долго чистить зубы – не посмотришь вечернюю сказку, а если не сложить книги, то потом трудно найти нужную, чтобы мама почитала перед сном.
Своеволие означает переход ребенка от состояния беспомощности к независимости. Упрямство, негативизм, строптивость – пути преодоления препятствий маленьким человеком, который начинает осознавать свои силы и проверять их.
Если малыш не научится выигрывать, осуществлять свои планы и удовлетворять потребности, то, взрослея, он может избегать ответственности даже за свою собственную жизнь, обвинять других в своих неудачах и оправдывать своё бездействие.
4. Воспитывайте у ребенка способность принимать собственные решения, иметь собственное мнение, отвоевывать собственное жизненное пространство.
У детей проявляется инстинктивная потребность спрятаться, сузить свое жизненное пространство, забраться в уютное убежище (укрыться под столом, между стульями, в шкафу) — построить себе домик. Помогите малышу сделать домик из диванных подушек, чтобы он мог укрыться в собственном гнездышке и поиграть наедине с собой.
В детском саду был проведен эксперимент. В одной группе трехлетние дети играли, как обычно в просторном помещении, а в другой – в небольших марлевых домиках.
Через две недели воспитатели и родители отметили, что малыши из второй группы стали гораздо спокойнее, реже плакали и ссорились, легче и быстрее знакомились.
В собственном, небольшом пространстве у трехлетнего малыша возникает ощущение отгороженности, он чувствует себя увереннее, избавляется от внутреннего напряжения.

Деликатность и ещё раз - деликатность!

Комментариев нет: