Двухлетние малыши не всегда могут
правильно использовать интонационные средства выразительности: они часто
говорят или слишком тихо, или, наоборот, крикливо, не умеют понижать голос до
шепота, когда этого требует обстановка.
Поэтому нужно учить детей правильно
пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, точно
употреблять интонацию).
Интонация — это мелодика
высказывания, отражающая эмоциональное отношение говорящего к содержанию его
высказывания. Интонационная выразительность речи включает следующие основные
компоненты: темп речи и силу голоса.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
ПРАВИЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ТЕМПА РЕЧИ
Темп речи — это ускорение
или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.
Мышка
и черепаха
Спросите ребенка, как бегает мышка (быстро) и как передвигается черепаха (медленно). «Пробегитесь» четырьмя
пальчиками по столу быстро–быстро: пим, пим, пим. А теперь прошлепайте медленно
и грузно двумя ладонями по столу: шлёп…, шлёп…, шлёп.
Покажите ещё несколько раз бег мышки и
медленный ход черепахи.
Барабан
Возьмите барабан (или палочку и коробку)
и медленно стучите в барабан: БАМ…, БАМ…, БАМ. Потом постучите быстро:
бам–бам-бам. Ребенку нужно голосом повторять звучание барабана – медленное или
быстрое.
Поезд
Поиграйте с ребенком в движущийся поезд.
Обозначьте "станцию", возле которой ваш "состав" будет
замедлять ход. Встаньте с ребенком паровозиком возле "станции". И
начинайте передвигаться по комнате, приговаривая: «Чух…-чух…-чух...», потом
постепенно ускоряя темп движения: «Чух-чух-чух». При подъезде к
"станции" "поезд" должен опять замедлить ход:
«Чух…-чух…-чух...».
«Вышли
мышки как-то раз…»
Тихо, как бы крадучись, идите с малышом
по комнате, выразительно рассказывая ему стихотворение:
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
(В переводе С.Маршака)
Дождик
Возьмите с ребенком по зонтику, встаньте
подальше друг от друга (чтобы не задеть друг друга). Рассказывайте потешку:
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить.
Кап-кап-кап (озвучивайте звуки дождя в медленном темпе).
Зонтик поскорей раскроем, (раскройте зонтики)
От дождя себя укроем.
«Как, кап, кап» (озвучивайте звуки дождя в быстром темпе, постепенно их замедляя).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
ПРАВИЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИЛЫ ГОЛОСА
Сила голоса — это смена
громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
«Тихо,
кукла спит…»
Уложите с ребенком куклу в кровать и
скажите, что теперь надо разговаривать шёпотом, чтобы её не разбудить.
Пора кукле вставать! Попросите ребенка
разбудить куклу (при этом можно говорить
«обычным» голосом).
Лягушки
и лягушата
Взрослый будет "лягушкой",
ребенок – "лягушонком". Скажите малышу, что лягушки квакают громко:
«КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата - тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с
другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» – «Ква-ква-ква». Точно так же можно
организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т.д.
Слон
и слоненок
Спросите малыша, как будет топать
большой слон? («ТОП, ТОП, ТОП»). А как будет топать маленький слонёнок? («Топ,
топ, топ»). Называйте ребенку попеременно: «Большой слон - маленький слоненок»,
- а малыш пусть голосом озвучивает их шаги.
Три
медведя
Приготовьте три игрушечных медведя
(большого, среднего и совсем маленького). Вспомните с ребенком сказку
Л.Толстого «Три медведя». Предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова
папы–медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «КТО ЕЛ ИЗ МОЕЙ
МИСКИ?». Потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным
голосом: «Кто сидел на моём стуле?». И наконец, за Мишутку – тоненьким
голоском: «Кто ложился в мою постель?».
Рыбка,
мышка, кошка и корова
Расположите перед ребенком четыре
игрушки: рыбку, мышку, кошку и корову. Вспомните, кто как говорит. Рыбка
беззвучно открывает рот, мышонок тихо пищит: «Пи-пи-пи», кошка мяукает:
«Мяу-мяу», а корова громко мычит: «МУ-У-У-У-У». Теперь вы будете показывать
ребенку одно животное, а ребенок будет его озвучивать.
«Была
тишина…»
Расскажите ребенку начало стихотворение
А.Шибаева. Сначала говорите шёпотом, постепенно усиливая громкость голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она! (На слово «гром», чтобы усилить эффект -
хлопните в ладоши).
Медведь
и медвежонок
Вы с силой топаете по полу ногами, и
малыш говорит: «Это медведь». Затем вы тихонечко топчетесь по полу – ребенок
говорит: «Это медвежонок» и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий