Когда меня спрашивают:
«Тяжелая ли у тебя работа?» – я каждый раз думаю: «После того, как я каждое
утро собираю троих детей в детский сад и школу, любая работа кажется легкой».
У меня трое детей
разного возраста: сыну 14 лет, дочкам – 9 и 5. Каждое утро для меня есть
сверхзадача – собрать и вовремя вывезти из дома свою команду в школу, детский
сад, себя – на работу, и вовремя быть в тех местах, где мы должны быть: в 8.15
старшие дети в школе, в 8.30 младшая дочка в саду, в 9.00 – я на работе.
Сейчас, когда мы
придумали рецепт эффективных сборов, эта задача не кажется мне очень сложной,
но еще пару лет назад все было менее оптимистичным. И в тот момент, когда я
«прибывала» на работу, мне казалось, что я только что одна разгрузила вагон
мешков с песком.
Хочу рассказать вам,
что мы придумали, чтобы и ваша утренняя сверхзадача перестала быть особым
испытанием, а решение обязательных вопросов превратилось в увлекательную игру.
Итак, каждому из нас (а
нас четверо) необходимо каждое утро совершить ряд действий: встать на ноги из
постели (это самое сложное), умыться, причесаться, убрать постель,
позавтракать, одеться, снять телефон с зарядки и не забыть положить его в сумку
и т.д.
Сложности для нашего
семейства в этом процессе очевидны. ВО-ПЕРВЫХ, мы выстраиваемся в очередь в
ванную комнату, что же делать – ванная у нас в квартире одна!
ВО-ВТОРЫХ, дети до
определенного возраста с огромным трудом удерживают в памяти последовательность
действий, которые им надо совершить. Они забывают дела, путаются, задают много
вопросов или просто зависают в бездействии, что тормозит весь процесс.
В-ТРЕТЬИХ, мы все
зависим друг от друга и если кто-то из нас супербыстрый и суперэффективный, то
это совсем не значит, что он прибудет в конечный пункт вовремя, потому что
стóит одному затормозить, и мы все опоздаем. В те времена, когда у меня был
только один ребенок, мы решали вопрос очень просто – мы вместе с сыном
придумали, какое животное быстрое и тихое – он решил, что гепард, и играли по
утрам в гепарда. Сейчас у нас целая команда, т.е. стая гепардов, а любое стадо,
пусть даже это быстрые и тихие гепарды, надо направлять в одну сторону!
В-ЧЕТВЕРТЫХ, дети еще
не умеют договариваться между собой, поэтому любая спешка приводит к
конфликтам, при этом всем нам совершенно не хочется начинать день с
раздражения, а порой и слез.
Интересно, что первая
идея, которая приходит в голову как способная урегулировать все сложности, –
увеличить время на сборы – не работает. Проверено: встаем раньше, эффективность
не увеличивается. Знаете присказку: «работа занимает столько времени, сколько
на нее отводится»? К тому же, более ранний подъем усложняет процесс сборов в
эмоциональном плане: мы все спим меньше, значит, раздражаемся легче, с дневной
нагрузкой каждому из нас справляться труднее.
И вот что мы придумали
и сделали.
ШАГ 1. Сначала я
переписала все те действия, которые каждому из нас приходится совершить утром
до того, как мы выйдем из дома. Конечно, между нами есть небольшая разница в
утренних делах, но основная часть забот – одинаковая. Честно скажу, сначала я
пыталась получить эту последовательность действий от детей – не смогла. Видимо,
их не так сильно как меня, занимала задача оптимизации и облегчения процесса утренних
сборов.
ШАГ 2. Я нарисовала
небольшие картиночки, иллюстрирующие каждое наше действие. Наверное, можно было
найти подходящие картинки в Интернете или детских книжках, но я решила, что
способна сама схематично изобразить зубную щетку, тарелку с кашей, расческу,
мобильный телефон. Дальше – я сделала 4 копии этих картинок, чтобы у каждого из
нас появился комплект карточек.
ШАГ 3. Мы с детьми
вместе изготовили 4 комплекта карточек-напоминалок. В качестве плотной основы
для карточек мы использовали цветной картон, к которому приклеили картинки с
действиями. Изначально у меня была идея, что каждый выберет себе цвет для
картонной основы. Но младшая дочка предложила, чтобы мы выбрали не только цвет,
но и форму. Поэтому лично у меня появились напоминалки в виде зеленых
звездочек, у старшего сына в виде оранжевых трапеций, у средней дочки
получились карточки – желтые сердечки, у младшей – в форме красных кружочков.
ШАГ 4. Мы нашли
подходящую коробочку с крышкой для хранения наших напоминалок. И договорились о
правилах игры.
ШАГ 5. Мы начали
играть! Игра начинается с того, что, вскочив утром с постели, я раскладываю на
кухонном столе все наши картинки, коробка-хранилище остается пустой. А потом…
выполняя нужные действия практически в любой последовательности, каждый
участник игры, сделав что-то из списка, находит свою карточку, обозначающую
именно это событие, и кладет ее в коробочку-хранилище. Мы готовы к выходу из
дома, когда все наши карточки находятся в коробке под крышкой!
Хочу заметить, что я
против соревнований между детьми. Я хочу, чтобы мои дети понимали и ценили
индивидуальность и неповторимость каждого из нас и не испытывали желания
сравнивать себя с другими, особенно близкими людьми. Я постоянно твержу детям,
что их достижения в жизни – это их движение вперед по сравнению с самим собой,
а не с другими. Вчера ты собирался в школу за час, сегодня – за 55 минут!
Прогресс! Ура! Молодец!
Поэтому утренняя задача
ни в коем случае не звучала как соревнование – кто первый! Просто каждому из
нас нужно было как можно быстрее выполнить все действия, которые нужно
выполнить.
И каков результат?
1. Мы собираемся
быстрее, чем раньше! И выходим вовремя!
2. Мы не ссоримся из-за
ресурсов, например, из-за ванны: если сейчас ванная комната занята, бежим
делать следующее действие, а все действия – вот они, перед глазами!
3. Каждый видит и
знает, что ему еще предстоит совершить!
4. Мы не забываем
проездные билеты и мобильные телефоны!
5. Сделав свои дела, мы
помогаем кому-то, кто в этом нуждается.
6. Мы выходим из дома с
улыбкой!
7. Младшая дочка
предложила сделать такие же карточки для вечернего укладывания!
источник
https://vk.com/mama.club
Комментариев нет:
Отправить комментарий