Каждый предмет обладает
множеством свойств и характеризуется совокупностью параметров: масса, время,
цвет, запах, форма, длина, площадь, скорость, твердость, сила, температура,
звучание и др., которые человек воспринимает с помощью всех своих органов
чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Растопим лёд
Положите в ложку лед и
дайте малышу потрогать, какой он холодный. Подержите ложку над огнем конфорки
или над пламенем свечи. Понаблюдайте вместе с ребенком, как тает лёд. Когда он
превратится в воду, предложите малышу потрогать теперь воду и убедиться, что
она теплее льда. ВНИМАНИЕ! Проводя этот опыт – будьте осторожны, чтобы малыш не
ожегся.
Достань камушки
Вместе с ребенком
положите на дно миски камушки (обратите внимание, что они сухие), присыпьте их
песком и залейте водой. Предложите малышу доставать по камушку (обратите
внимание ребенка, что камушек стал грязным и мокрым), промывать его от песка в
воде и выкладывать на тарелку или поднос.
Цветная водичка
Приготовьте четыре
0,5-литровые прозрачные пластиковые бутылки, наполните их до половины водой.
Внутрь крышек (пока малыш не видит) положите гуашевую краску одного цвета
(примерно половину чайной ложки) и закройте бутылку. Скажите малышу: «Смотри,
вода чистая и прозрачная. А теперь (потрясите первую бутылку) - вода стала
красная». То же самое проделайте с остальными бутылками с водой.
Смешиваем краски
В стакан с водой с
помощью кисточки добавьте красную краску (лучше акварельную), а затем жёлтую.
Понаблюдайте, какой цвет получился. Добавьте ещё один цвет, например синий и
т.д. Когда вода станет совсем мутной, можно поиграть в следующую игру. Пока ребенок
не видит, вы должны положить в стакан какой-то предмет (камень, колечко,
маленькую металлическую машинку и т.п.), а малыш, рассматривая неясный силуэт,
должен угадать, что в банке.
Вода в сите
Попробуйте вместе с
ребенком удержать воду в сите, дуршлаге или стаканчике с дырочками. Во время
купания можно дать такой предмет малышу в ванну, чтобы он мог черпать им воду и
наблюдать, как она выливается.
Тонет – не тонет
Поэкспериментируйте с
ребенком, какие предметы тонут в воде (камень, ложка, железная машинка), а
какие нет (мячик, резиновая игрушка, пластмассовый кораблик, перышко,
деревянная палочка).
Ящик и мешок
Ребенку надо разложить
твердые предметы (кубик, книжку, машинку, матрешку, стаканчик и т.п.) - в
пластмассовый ящик, а мягкие игрушки - в мешок. Обратите внимание ребенка, что
твердые предметы стучат, а мягкие - не стучат.
Два медвежонка
Покажите малышу двух
медвежат одного размера, из пластмассы – твердого, а из плюша – мягкого.
Расскажите, что твердый громко стучит и не сминается, а мягкий - не стучит и
легко сминается. Затем дайте ребенку небольшую коробку, и пусть он попробует
положить в неё пластмассового медведя (не получится) и мягкого (получится).
Волшебный мешочек
Положите в тряпочный
мешок предметы, которые легко различить на ощупь: помпон из шерстяных ниток,
зубную щетку, маленький мячик с пупырышками, кусочек меха, шарик из фольги,
губку для посуды, грецкий орех и т.д. Малышу надо опускать руку в мешок, и,
прежде чем доставать предмет, называть его.
Игры с фольгой
Дайте ребенку небольшой
кусочек фольги. Покажите, как можно её смять, сделав шарик, а затем опять
расправить. Из фольги можно сворачивать червячков, гусениц, лебедей и т.п.
Холодно – горячо
Обращайте внимание
ребенка на холодные (снег, сок из холодильника, вода), теплые (батареи) и
горячие предметы (огонь, утюг, чайник).
Тяжелее – легче
Положите на одну ладонь
ребенка тяжелый предмет (металлическую машинку, мыло, небольшую книжку в
плотной обложке), а на другую легкий предмет (маленький шарик, кубик, матрешку
и т.п.). Спросите ребенка, в какой руке предмет тяжелее, а в какой легче.
Что спряталось?
Разложите на столе
различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик,
мыло, книга и др.). Накройте сверху тонкой, но непрозрачной матерчатой
салфеткой. Ребенку нужно через салфетку на ощупь определить предметы и назвать
их.
Из чего сделан этот
предмет?
Познакомьте ребенка с
материалами, из которых сделаны различные предметы: стакан – из стекла, кубик –
из дерева, вилка – из металла (для ребенка можно сказать, что она из железа,
железная), деталь конструктора – из пластмассы, игрушка – из меха, мяч – из
резины, ваза – из глины и т.д. Можно предложить ребенку подобрать пары:
деревянный кубик и деревянная матрешка, металлическая вилка и металлическая
ложка и т.д.
Свеча
ВНИМАНИЕ!
Экспериментируя со свечой, соблюдайте осторожность. Зажгите свечу, предложите
ребенку подуть на неё. Понаблюдайте, как от погашенной свечи поднимается дымок.
Этим дымком можно нарисовать в воздухе колечки. Обратите внимание ребенка на
запах. В следующий раз можно опустить горячую свечу в миску с водой и послушать
её шипение.
Театр теней
Когда в комнате будет
темно, направьте свет от настольной лампы на стену. Кистями рук покажите
летящую птицу, зайчика, крокодила, мордочку лающей собачки и т.д.
Парные лоскутки
Приготовьте парные
кусочки ткани: велюр, лён, ситец, мех, атлас и т.п. Малышу надо закрыть глаза и
на ощупь найти одинаковые лоскутки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий