Вот мы и
подросли. Пора в детский сад. Это важное событие в жизни малыша. Прежде чем
готовить ребенка к детскому саду, давайте подготовимся к нему сами.
Познакомьтесь
с жизнью детей в детском саду (чем занимаются, каков режим, каковы требования и
т. п.). Желательно предварительно познакомиться с воспитателем и няней группы,
в которую будет ходить ваш ребенок, рассказать о его особенностях, привычках,
интересах и т. д.
1. АДАПТАЦИЯ.
Когда малыш
приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер
питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п.
Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его
аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может повышаться температура без
видимых причин.
У некоторых
ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на
горшок, а в детском саду отказывается. Не волнуйтесь и ни в коем случае не
стыдите, не ругайте малыша. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него
восстановятся.
Родителям
необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое
ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему
некоторые дети в период адаптации могут болеть.
Мы говорим
«могут», потому что все перечисленные выше нарушения в поведении ребенка в
период адаптации, а следовательно, и его заболевания не обязательны. Родители
должны совместно с детским учреждением приложить все усилия к тому, чтобы
помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в
физическом и психическом здоровье.
А чтобы это
сделать, надо знать, от чего зависят длительность и характер адаптации.
Исследования
педагогов, медиков (Н. М. Аксарина, Н. П. Жукова) показывают, что характер
адаптации зависит от возраста. Наиболее трудно приспосабливаются к новым
условиям дети в возрасте от 9—10 месяцев до 1 года 8 месяцев — 2 лет. В этом
возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к
их перестройке еще нет.
После двух лет
приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как
изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более
любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо
понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с
разными людьми.
Однако не
следует забывать, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к
новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы.
Одни дети в
первые дни пребывания в детском учреждении громко плачут, отказываются от пищи,
не хотят играть, заниматься, сопровождая все бурным протестом. Но вот проходит
два-три дня, и ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он
охотно общается с воспитателем и детьми.
Есть дети,
которые в первые дни в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они
послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но
долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда
приходят родители за таким ребенком — он с плачем бросается к ним. Подобные
дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Такое внешне спокойное,
но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к
заболеванию. На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий
ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Мы говорили
выше, что часто полностью изменяется режим, характер питания, температура
помещения. В этом случае ребенку трудно перестроиться. И, наоборот, малыш
значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он
жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу (жидкую,
густую), у него сформированы необходимые навыки самообслуживания и общения.
2. ПОДГОТОВКА
К ДЕТСКОМУ САДУ.
Вам уже сейчас
хочется знать, как сложатся отношения вашего малыша с воспитателем, с другими
детьми. А для этого понаблюдайте за поведением ребенка в ситуациях с
незнакомыми взрослыми, детьми.
·
Вы часто бываете с малышом на
прогулке в парке, на детской площадке. Как ведет себя ваш ребенок, когда
незнакомый взрослый доброжелательно спрашивает его: «Как тебя зовут? Сколько
тебе лет?» Замечательно, если в ответ на улыбку взрослого малыш улыбается,
отвечает на вопросы, сам пытается спросить (в этом случае вы можете помочь
ему).
Если возникли
трудности в общении и малыш беспокоится, не настаивайте. Предложите ему
попрощаться со взрослыми и продолжить вашу прогулку дальше. Для себя возьмите
это на заметку.
Попробуйте в
следующий раз вместе с ребенком познакомиться с родителями детей, которые
бывают здесь. Пусть ваш малыш видит пример такого общения. Для этого вы можете
использовать и встречу с соседями. Обратите внимание, как реагирует ребенок,
когда рядом играют дети. Пытается включиться в игру сразу, или сначала
наблюдает за ней, или крепко держит вашу руку, хмурится, просит вас пойти в
другое место?
Это
свидетельствует о том, что у малыша есть трудности в общении. Причины могут
быть разными: страх общения, невладение способами общения и др.
Как помочь в
этом случае ребенку? Прежде всего, научите его играть с вами, а затем с детьми,
близкими по возрасту. Игры могут быть самыми простыми (катать мяч, машинку друг
к другу). Постарайтесь заинтересовать ребенка игрой.
Трудности в
общении могут быть вызваны и тем, что «домашние» дети не всегда умеют делиться
игрушками. Не спешите обвинять малыша в жадности. Психологи выделяют три типа
поведения, возникающих в ответ на просьбу взрослого поделиться. В ситуации,
когда просим поделиться своими игрушками с другими детьми, мы говорим об
одолжении, так как игрушки возвращаются малышу после игры. В детском саду эта
просьба означает соблюдать очередность, потому что игрушки здесь не принадлежат
ребенку лично.
В третьем
случае мы просим просто отдать что-то, поскольку, когда мы говорим: «Поделись
конфетами», ребенок не получит их назад.
Поэтому будьте
внимательны к тому, что вы требуете от малыша. Помогите ему, по-разному
оценивая свои просьбы в той или иной ситуации. Избегайте назиданий: «Тебе надо
научиться делиться с другими! Не жадничай, поделись!»
Это все равно
еще непонятно ребенку и не снимает его недоумение, почему нужно поделиться.
Покажите, как просить вещь, игрушку у другого, как поблагодарить, как
подождать, когда кто-то пользуется общими предметами. Если малыш готов к этому,
у него будет меньше проблем в детском саду.
·
Легче адаптироваться к
дошкольному учреждению помогут малышу знакомые предметы из семейного окружения.
В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок брал с собой
любимую игрушку, которая бы помогала ему эмоционально адаптироваться в мире
чужих вещей.
·
Готовя ребенка к детскому саду,
особо следует оценить его навыки и умения в самообслуживании. Научите его
одеваться, умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно. Отсутствие навыков
самообслуживания у ребенка — действительно фактор риска для его здоровья. Дело
здесь не только в том, что у воспитателя и у няни «на руках» много детей и они
не успевают вовремя всех умыть, одеть. Отсутствие умений в самообслуживании
может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность
ребенка в своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться.
Продумайте
до мельчайших деталей всю одежду ребенка: легко ли расстегиваются пуговицы,
петельки. Расширьте петли у нового платья, по возможности замените сложные
застежки на более простые. Этим вы избавите своего малыша от лишних проблем в
самообслуживании, от ненужных отрицательных переживаний в детском саду.
·
Желательно побывать с малышом на
участке садика, показать, как дети гуляют, как им весело, чем они занимаются.
Познакомьте его с обстановкой в группе, с работниками детского сада; покажите его кроватку, шкафчик для одежды, место за столом, туалетную комнату.
Познакомьте его с обстановкой в группе, с работниками детского сада; покажите его кроватку, шкафчик для одежды, место за столом, туалетную комнату.
Это создаст
положительный настрой у малыша.
·
Продумайте, на какое время вы
будете оставлять малыша в детском саду первые дни. Вначале лучше сводить его на
одну прогулку. Такая ситуация понятна ему, потому что он уже гулял во дворе с
другими детьми. Потом на час-два, затем до обеда, постепенно удлиняя срок его
пребывания в группе.
·
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок
был спокоен, при расставании с ним старайтесь не показывать своего волнения,
беспокойства. Говорите ему, что его ждут дети, воспитательница (называйте ее по
имени, отчеству), игрушки в группе. Иногда ребенок легче расстается с папой,
чем с мамой. В этом случае целесообразно первое время отводить малыша в детский
сад папе.
Родителям
важно знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным,
раздражительным. Проявите к своему малышу максимум внимания, чуткости.
Компенсируйте в семье возможное недосыпание, недоедание в детском саду.
Постарайтесь в этот период оградить ребенка от дополнительных стрессов,
нагрузки на нервную систему (посещение гостей, магазинов, прием у себя гостей и
т. п.). Если вы последуете всем советам, вашему малышу будет легче привыкнуть к
детскому саду.
Источник:
программа воспитания детей раннего возраста дома и в детском саду
"Кроха".
Комментариев нет:
Отправить комментарий