Прямо сейчас на наших глазах привычки
приобретают наши дети. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их
продиктует природа и среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым мы можем
научить детей в раннем возрасте, чтобы эти полезные навыки в будущем помогали
им взаимодействовать с другими людьми и облегчали жизнь.
►Быть
вежливым. Еще никогда употребление слов «спасибо», «пожалуйста», и
умение пожелать доброго вечера не приносило вреда. Напротив, хорошие манеры и
доброжелательное поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми,
украшают любой разговор, открывают не поддающиеся на первый взгляд двери.
►Уметь
говорить «нет». Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает
пройти вместе с ним в неизвестном направлении. Однокласснику, что постоянно
одалживает вещи и не отдает их без напоминания. Ровеснику, предлагающему выпить
коктейль на школьной дискотеке. Ребенок должен понимать, что вежливость –
прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной
безопасности, самоуважения и уважения к своему личному времени.
►Соблюдать
гигиену. Если с юных лет приучить ребенка заботиться о чистоте своего
тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно стричь
ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены, в будущем эта привычка
сослужит хорошую службу. Все любят иметь дело с опрятными людьми.
►Не
опаздывать. Непунктуальность – один из самых больших раздражителей. Она
может подводить и ученика в школе, и офисного работника, поэтому с
медлительными детьми стоит с раннего возраста взять за правило выходить из дома
на десять минут раньше, готовить одежду и учебники с вечера, чтобы избежать
утренней суматохи, а также самим родителям показывать пример прихода к назначенному
времени на дни рождения, дружеские встречи или к врачу.
►Соблюдать
правила безопасности. Жизненно важные правила необходимо выработать до
автоматизма, пока дети еще маленькие и, если нужно, повторять их сотни раз,
пока не впечатаются в памяти: не перебегать дорогу на красный свет, не играть
на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции, аккуратно
обращаться с огнем.
►Уметь
слушать. Это одно из важнейших умений, которое пригодится и в школе
(воспринимать информацию), и в работе (проходить собеседования, вести
переговоры), и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим
внимательно слушать детей. А также учить их ждать очереди, чтобы высказаться,
не перебивать старших и быть внимательными.
►Сосредотачиваться.
Сейчас о неумении говорят с некоторым вызовом и бравадой. А меж тем и
современные дети, и взрослые утрачивают способность быть усидчивым,
концентрироваться на одной задаче и доходить до сути. Мы можем научить детей
отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредоточиваться на одном деле, а
по его завершении приниматься за другое.
►Класть
вещи на место. Приучая ребенка убирать за собой игрушки и вешать на
место одежду, в которой он пришел из школы, можно уменьшить энтропию
разбросанных вещей сейчас и в будущем.
►Извиняться.
Важно не относиться к ошибкам как к чему-то постыдному, не вырабатывать у
ребенка чувство стыда за любую оплошность. Но ввести в лексикон простое слово
«извините», когда наступил кому-то на ногу, нечаянно толкнул или обидел,
необходимо. Это слово ребенок должен слышать и от родителей. Способность
попросить прощения у того, кому сделал больно, поможет не только наладить
отношения, но и снять тяжелый груз с души, когда чувствуешь свою неправоту.
►Читать.
Читающему человеку никогда не будет скучно, литература поможет и с кругозором,
и с грамотностью. Поэтому, чем раньше в руках ребенка появятся книги, тем
интереснее и богаче будет его жизнь.
►Питаться
правильно. Дети перенимают пищевые привычки от родителей, поэтому если
хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя и с того, что мы
ставим на стол. Привередливые дети и из правильного продуктового набора
составят список исключений, но все-таки, если в родительском рационе
присутствуют только полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы ребенку
захотелось съесть овощной салат или кусок рыбы.
►Знакомиться.
Начиная с детского сада можно учить ребенка подходить к другим детям и
спрашивать, можно ли поиграть вместе. В первое время родитель может брать на
себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на
площадке, как его зовут, чтобы дети слышали и запоминали, как заводить новые
знакомства и дружбу.
►Уважать
личное пространство. Некоторым тактильным детям ничего не стоит
познакомиться с человеком и через пять минут сидеть на его коленках. Но совсем
не многие люди готовы радостно принять столь доверительное к себе отношение.
Поэтому и открытых, тактильных детей нужно мягко учить понятию личного
пространства, подсказывать, как близко можно подходить во время разговора с
незнакомым человеком, кого можно смело обнимать и трогать, а кого это может
поначалу испугать.
►Выражать
свои чувства. В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно
обозначать, что с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать
о своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно, неприятно или
страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать
переживания внутри.
►Задавать
вопросы. В возрасте почемучек необходимо поощрять детские вопросы и
обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся
задавать вопросы учителю, захотят узнавать природу тысяч важных вещей и тем
самым будут проявлять свое неравнодушие к окружающему миру.
►Уметь
сострадать и сочувствовать. Помощь больному котенку, покупка продуктов
для одинокого соседа, благотворительный взнос позволят ребенку понять, что он в
этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли
помогут научиться ставить себя на место других людей и понимать, как по-разному
могут складываться обстоятельства.
►Содержать
вещи в порядке. Умение организовать школьные принадлежности, аккуратно
раскладывать одежду в шкафу, рассортировать свои творческие материалы здорово
упрощает быт. Родители сами могут решить, с какого возраста доверить детям
уборку своей территории, но до того, как этот вопрос окончательно положить под
детскую ответственность, помощь по дому должна войти в привычку.
►Готовить
еду. Дети, которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются
в походах, могут помочь на семейных пикниках да и просто не чувствуют себя
беспомощными, если родитель занят или неважно себя чувствует.
►Делать
зарядку. Здорово, когда спорт с детства – часть жизни. Но если ваш
ребенок больше тянется не к секциям и бассейну, а к книгам и моделированию, то
даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться, привести
мышцы в тонус и быть со спортом если не на дружеской, то хотя бы на
приятельской ноге.
►Выступать
на публике. Как бы ни противились некоторые родители муштре на
детсадовских утренниках, наивные четверостишия про зайчиков и елочку пушистую –
это первый опыт публичных выступлений, которые будут практиковаться в школе и
институте, а во многих случаях и на работе. Умению справиться со страхом
выступлений психологи посвящают тома книг, мы же можем подбадривать и
радоваться сначала стишкам для Деда Мороза, а в школьные годы – помогать
продумывать концепцию выступлений и настраивать детей на успех.
►Понимать
природу денег. Первое представление о деньгах ребенок получит, играя в
магазин, но настоящую цену заработанному он узнает не скоро. Родительская
задача – до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой
грамотности. Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать
счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его. Важно, чтобы,
начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими распоряжаться.
►Верить
в лучшее. Оптимистам все-таки легче живется, в конце их тоннеля всегда
есть свет. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим
детям, но можем вселять уверенность в загрустивших меланхоликов, настраивать их
на лучшее, верить в своих детей и собственным примером демонстрировать
позитивное отношение к жизни.
►Доводить
дело до конца. Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не
получается – не самое распространенное детское качество. Но его все-таки стоит
развивать, ведь в будущем предстоит встретиться с задачами, которые нельзя
будет бросить, как недостроенную башню. Чтобы ребенок учился добиваться
поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их
сложность. А при возникновении трудностей показывать, как можно просить о
помощи, как искать способ решения проблем и доводить начатое до конца. И
обязательно дать прочувствовать удовлетворение от хорошо проделанной и
завершенной работы.
►Делиться.
Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребенка делиться вещами,
если он этого не хочет. И, в общем, с этим сложно не согласиться, достаточно
лишь спроецировать на себя ситуацию, когда нас, взрослых, попросят отдать
кому-то вещь, которая нужна самим. Но все-таки есть большой человеческий смысл
в том, чтобы уметь разделить то, что у тебя есть, с другим человеком. Еще Джек
Лондон писал, что милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты
голоден не меньше ее.
►Заботиться
о близких. Видеть, что кому-то необходима забота и участие (живущей
одной бабушке, заболевшей тете, другу, сломавшему руку), и просто так
предложить свою помощь – очень важно и для дружбы, и для будущей семейной
жизни, и для того, чтобы, став родителем самому, уметь безусловно отдавать свою
любовь, время и силы детям, не задумываясь о том, что получишь взамен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий