В течение
дошкольного периода ребенок узнавал много об окружающем его мире. И теперь
стоит подвести некоторые итоги его осведомленности. И систематизировать знания
в единое представление об окружающем мире.
✔Знания о природе.
Пятилетний
ребенок должен достаточно много знать о природе родного края. Времена года, 4-5
видов цветов, деревьев, овощей, фруктов, птиц, домашних и диких животных.
Отличать природу родного края и далеких стран. Причем, эти знания должны быть
не отдельными и разрозненными, а взаимосвязанными. То есть, уметь мыслить на
причинно-следственном уровне — в связи с понижением температуры воздуха осенью
желтеют листья, птицы улетают, животные готовятся к зиме. Каждый по- своему.
Как различные животные зимуют и почему именно так — в зависимости от
особенностей образа жизни и внешнего вида, в том числе.
✔Ориентирование в пространстве.
Малышу
необходимо свободно ориентироваться в пространстве. Не только понимать, но и
активно использовать в своей речи пространственные понятия:
• Направо —
налево
• Дальше —
ближе,
• Сверху —
внизу
• «на», «под,
«за», «из-за»
Хорошо, если
ваш умник может ориентироваться в этих понятиях относительно не только себя, но
и других предметов. На картинке, в комнате, на улице.
Например. Что
находится справа, слева от домика на картинке. Что в комнате лежит под
кроватью, что находится на потолке. Какое дерево ты видишь впереди себя, а
какое здание мы только что прошли.
Такие
мини-игры воспринимаются детьми легко, непринужденно, но имеют большое
значение.
Во всяком
случае, они важнее специально организованных занятий, которые не всегда под
силу детям, и бывают для них малоинтересными. А значит, и малоэффективными.
Важно, чтобы
будущий школьник умел ориентироваться и на листе бумаги. Например, нарисуй в
верхнем левом углу зайчика, а в правом нижнем — мячик. Можно подобными
указаниями привлечь младшего члена семьи к сервировке стола к обеду .
✔Знания о материальном мире.
Ваш малыш
должен быть в достаточной мере осведомлен о материальном мире. Из какого
материала сделан тот или иной предмет, и его свойства в связи с этим. Функции
предметов и возможные варианты их использования.
Пришла пора
научить вашего умника сравнивать предметы по форме, цвету, величине, функциям,
материалам из которых эти предметы сделаны. Выделять их различия и общие
признаки, главное и второстепенное в предмете. Сравнивать одни и те же предметы
по различным признакам.
Проверить
такие умения очень просто. Поиграйте в игру «Четвертый лишний». Покажите 4 картинки,
на трех из которых будут овощи, а на одной — фрукты. На трех — предметы
красного цвета, а на четвертой желтого.
✔Представления о жизни общества.
Малыш должен
знать, место работы родителей, чем именно они занимаются, а не «деньги
зарабатывают». Чем они полезны обществу.
Люди каких
профессий производят различные предметы и продукты. В какой последовательности.
Что делает доктор, продавец, строитель, учитель; какие инструменты и для чего
ему нужны. Что нужно знать для того, чтобы работать менеджером или секретарем.
Малыш
обязательно должен знать свой адрес и номера телефонов — рабочий и домашний
родителей, бабушек-дедушек. Знать как себя вести в экстремальных ситуациях.
Упал, ударился — сам или друг, кто-то обидел или кого-то сам ненароком огорчил
и т.д. Что делать в случае пожара или, если потерялся. Как перейти улицу или
как купить хлеб в магазине.
И даже если вы
не допускаете ситуации, когда ребенок останется один на один с такими
проблемами, знать он это обязан.
Выводы
Кроме развития
речи, логического мышления, памяти, все эти знания делают ребенка более
самостоятельным и уверенным с себе. Он знает, что многое может сам — позвать на
помощь взрослых, покинуть помещение, помочь другому человеку.
Важно только,
что бы это были не «голые знания» а то, с чем будущий школьник уже ежедневно
сталкивается в жизни. То, что наблюдает, сравнивает, анализирует. Жизнь,
которую он живет вместе и рядом с другими – растениями, животными, людьми. И
умеет с ними правильно взаимодействовать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий